Что такое рынок.
Под рынком мы понимаем совокупность участников, технологии и инструментов, в качестве которых выступают товары, финансовые обязательства, доли в бизнесе (акции), а также их производные (контракты на поставку в будущем). В отличие от, например, "рынков сбыта", конечной целью рынка является не столько перераспределение товаров, сколько установление свободной и справедливой цены на них и перераспределение рисков. Рынок акций, кроме того, призван обеспечить переток свободных денежных средств в более эффективные отрасли производства. При этом основным требованиям к инструментам является их однородность, массовость и возможность стандартизации. Понятно, что из товаров для этой цели наиболее пригодны сырье и продовольствие, из акций - представляющие предприятия с достаточной капитализацией, из финансовых обязательств - прежде всего государственные. Заметим, что даже рынки с большим оборотом не всегда являются рынками в нашем понимании. Так, например, несмотря на высокий обьем продаж (в денежном выражении), рынка сырых алмазов не существует, поскольку произвольно высокая монопольная цена вступает в противоречие с основополагающим рыночным принципом.
Участники рынка.
Профессионалы
Профессиональные участники обеспечивают доступ широкой публики к рыночной инфраструктуре, являясь краеугольным камнем индустрии. Неудивительно, что во всех странах к ним предъявляются повышенные требования, поскольку несоблюдение правил профессиональной этики, нечистоплотность или финансовая несостоятельность не только представляют угрозу денежных потерь для клиентов, но и подрывают доверие к системе свободного рынка в целом. Законодательство стран, имевших печальный опыт "мыльных пузырей" и последующих биржевых крахов (США, Франция) отличается жесткой регламентацией профессиональной деятельности на рынках, в то время как законодательство Великобритании, например, относит многие вопросы к компетенции неправительственных ассоциаций. Упрощенно (и, заметим, достаточно условно) профессиональных участников можно классифицировать следующим образом
Брокерыявляются посредниками, совершающими сделки от имени и по поручению клиентов за комиссионное вознаграждение, выраженное в некоей фиксированной сумме либо в процентах от суммы сделки. Последний вариант распространен на рынке акций и облигаций (бумаг, а не фьючерсов) и в торговле металлами на Лондонской Бирже (LME). Следует заметить, что в последнее время все большее число фондовых брокеров переходят на фиксированные комиссионные. В общепринятом представлении брокер не может иметь собственной позиции, поэтому теоретически финансово устойчив (не рискует капиталом, покрывая операционные издержки за счет комиссионных). Средства клиентов, как правило, размещаются в банке на отдельном (сегрегированном) счете, право брокера распоряжаться которым ограничено. Однако брокеры, особенно предоставляющие клиентам право торговать с минимальной маржей (уловка в конкурентной борьбе) могут понести значительные потери в случае неблагоприятного движения рынка и финансовой несостоятельности одного или нескольких клиентов, рискуя при этом деньгами остальных.
Дилерамимы будем называть тех, кто совершает сделки за свой счет, предоставляя желающим двустороннюю котировку (bid/ask, bid/offer, спрос/предложение), т.е. цену, по которой он готов купить либо продать некий инструмент. Доход дилера составляет разница между ценой покупки и продажи, и нормальное поведение дилера состоит в том, чтобы, как и брокер, не иметь собственной позиции. Задача дилера - обеспечить ликвидность рынка, он обязан совершить сделку по объявленной цене. Понятно, что на активном рынке время между покупкой и продажей, а следовательно, и риск остаться с открытой позицией, меньше, следовательно, меньше и разница между bid и offer. К дилерам можно отнести и т.н. floor traders - лиц, владеющих местом на товарной бирже и совершающих сделки за свой счет. Floor traders, представляющие крупные брокерские дома, котируют bid/offer, чтобы сгладить дисбаланс между поступающими от клиентов заказами на покупку и продажу, т.е. "делают рынок". Физических лиц, имеющие или арендующие биржевые места, и рискующих собственными деньгами, часто называют locals ("местные"). Locals не обязаны предоставлять двусторонние котировки, хотя и делают это, но обычно открывают краткосрочные позиции против всплесков и падений в течение сессии, сглаживая таким образом возникающие ценовые флуктуации. Другой разновидностью дилеров являются т.н. специалисты на фондовых биржах. Как правило, это крупные финансовые организации, владеющие большими пакетами акций, на которых они специализируются. Запасы акций используются для гашения всплесков спроса, в случае роста предложения специалист скупает излишки, помогая тем самым избежать резких колебаний цен на акции. Специалисты, таким образом, играют огромную роль в поддержании не только ликвидности, но и стабильности рынка. На валютном рынке дилерами, или market-makers (делающие рынок) выступают банки или финансовые компании. Поскольку основной объем сделок на FOREX носит спекулятивный характер, объявить себя дилером может любой желающий, если позволяет законодательство страны регистрации. Т.н. "кухонные дилинги" - компании, исходящие из простой посылки, что клиент все равно рано или поздно (скорее рано) проиграет все свои деньги, особенно распространены на просторах бывшего СССР. Такие компании не являются дилерами в нашем понимании.
Биржи, клиринговые палаты, депозитарии
не оказывают непосредсвенного влияния на рыночные цены, однако имеют неоценимое значение для рынка в целом, обеспечивая скорость, эффективность и прозрачность расчетов по сделкам. Публика Под публикой мы будем понимать всех, кому профессионалы предоставляют свои услуги, тех, кто зарабатывает (или проигрывает) деньги в зависимости от движения рыночных цен, а также тех, кто может это делать, поскольку само наличие такой возможности оказывает давление на участников рынка, а следовательно, и на динамику цен. В литературе используется также термин инвестор. В широком смысле инвестор - это тот, кто имеет открытую позицию на любом рынке, тот, кто рискует средствами в расчете на получение прибыли. Коммерсанты (Commercials) - так классифицируют торговцев фьючерсами, чей реальный бизнес связан с производством или использованием в повседневной хозяйственной деятельности соответствующего сырья, материалов, финансовых инструментов. Инвестиционный банк признается коммерсантом на фьючерсном рынке индексов и облигаций, шоколадная фабрика - на рынке сахара, какао и сухого молока. Подразумевается, что коммерсанты действуют на рынках не для извлечения спекулятивной прибыли, а с целью страхования (хеджирования) рисков неблагоприятного изменения коньюнктуры. Так, фермер может продать будущий урожай, а McDonalds закупить говядины на год вперед. При этом для коммерсантов существуют льготные условия: низкая маржа и отсутствие лимитов на открытие позиций. Как правило, это крупные игроки на своих рынках, отлично ориентирующиеся в коньюнктуре, поэтому странно было бы гнушаться спекуляциями, позволяющими заработать лишний доллар в придачу к основному бизнесу. Они и не гнушаются... Спекулянты - те, кого не интересует собственно инструмент, а интересует только динамика цен. Спекулянт принимает на себя риск хеджера, рассчитывая на вознаграждение в виде прибыли от благоприятного изменения цены в будущем. Чтобы исключить возможность манипулирования ценами, Commodity Futures Trading Commission (Комиссия по фьючерсной торговле США) устанавливает для рынков лимиты открытых позиций на одного участника, а также reporting level - размер открытой позиции, по достижении которого клиентом его брокер обязан сообщить комиссии. Такого клиента квалифицируют как крупного спекулянта, впрочем, без каких-либо устрашающих последствий - просто для статистики. На нерегулируемом рынке, таком, как валютный (FOREX), банки устанавливают лимиты (кредитные линии) друг для друга самостоятельно. Советчики стоят особняком в этой группе участников. В США CTA (Commodity Trading Advisors) обязаны получать лицензию в CFTC, существует множество людей и фирм по всему миру, предлагающих бесплатно или за деньги свое видение различных рынков - валютного, акций, фьючерсов и прогнозы на будущее. Отслеживая в реальном времени их рекомендации (как правило, серьезные аналитики предоставляют статистику и дают пробный бесплатный период), можно определить, стоит ли тратить на это деньги. Вопрос, который резонно возникает у новичка на рынке: Если они такие умные, то что ж сами не зарабатывают миллионы, а за копейки продают бесценные идеи? Как показывают исследования, даже у лучших CTA, показывающих теоретические результаты, измеряемые трехзначными цифрами процентов годовых, большинство клиентов теряют деньги, хотя вовремя получают эти самые замечательные рекомендации. Почему? Да потому что Пятачки.